Печать
Категория: АИФ
Просмотров: 9864

Формирование поисковых качеств у студентов высших учебных заведений, начатое на лекциях, лабораторно – практических занятиях должно быть продолжено во внеурочное время. Одной из наиболее плодотворных форм коллективного творчества обучающихся является их работа в студенческом конструкторско - исследовательском бюро (СКИБ). Именно здесь знания, трудовая активность студентов направляется на решение важных народнохозяйственных задач.
Работающие в СКИБ студенты не только получают и углубляют свои научные и производственные знания, но и приобретают опыт и навыки труда в творческом коллективе. Деятельность студента в СКИБ вырабатывает у него чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конечного результата. Для будущих специалистов, впервые вступающих на путь творческой деятельности по избранной специальности, самостоятельная проработка заданий, нужных народному хозяйству, зачастую гораздо полезнее самых продуманных теоретических объяснений. Творческая сознательная работа студентов в коллективе, разрабатывающем реальную машину, является прекрасной школой для будущего специалиста сельского хозяйства.
Важное место в деятельности СКИБ занимают учебно - исследовательские и учебно – конструкторские работы. По своему содержанию они служат продолжением учебного процесса. Основная форма связи СКИБ с учебным процессом – организация на ее базе курсового и дипломного проектирования.
Выполнение курсовой работы в СКИБ оказывается для студентов не механическим использованием известных формул и положений, а зачастую первой попыткой полностью осуществить инженерную разработку от идеи до внедрения. Поэтому, как правило, идеи и принципы, заложенные в курсовую работу, находят свое развитие в дипломном проекте.
Выполняя дипломные проекты в рамках СКИБ студенты принимают участие в разработке машин, механизмов, причем не просто как исполнители, а как конструкторы и проектировщики, идеи которых воплощаются в данных разработках. Как правило, студенты старших курсов – члены СКИБ передают «эстафету» своим коллегам из младших курсов, руководят ими, проявляя организаторские способности.
Следует отметить тот факт, что большинство выпускников академии, члены СКИБ, работают на производстве по избранной специальности.
Мы считаем, что СКИБ в условиях ВУЗ-а является одной из прогрессивных форм развития поисковых качеств у студента. В процессе выполнения общей народнохозяйственной задачи студент незаметным образом перенимает опыт и знания от своих старших коллег, преподавателей изобретателей, приобретает навыки конструкторской, исследовательской деятельности, учится преодолевать трудности, познает радость общения и коллективного труда.
К сожалению, в учебной мастерской академии вследствие отсутствия производственной базы и стабильных источников финансирования НИР сложно довести новую машину до серийного производства. Организацией серийного производства машин занимаются специализированные конструкторские бюро и машиностроительные заводы.
Основной целью творческой работы коллектива СКИБ является поиск и решение технических задач на уровне изобретений, изготовление макетных образцов технических средств на основе найденных решений и проверка работоспособности новых машин в производственных условиях.
Исходя из такой цели следует оценивать результаты НИР творческих групп СКИБ. Наши работы завершаются на уровне макетных образцов. Причем многие из них обладают мировой новизной и по основным количественным и качественным показателям превосходят известные аналоги.
На завершающем этапе требуется качественное изготовление опытных образцов машин в заводских условиях и проведение обширных испытаний на государственных машиноиспытательных станциях. Для этого необходимы немалые капиталовложения. Заводы не в состоянии за счет собственных средств, без господдержки организовать производство новых, необычных машин. На этом круг замыкается.
В нижеследующей таблице приведены имена активных членов СКИБ и устройства, изготовленные их руками.

Таблица созданных технических средств

пп

Наименование
созданных
технических средств
Схемы фотоснимки Фамилии членов СКИБ
  Роторно – винтовой
сепаратор.
Выполнена кандидатская диссертация Максимовым Л.М.
image001 Виноградов В.Н.
Золотарев В.В.
Макаров В.М.
Краснов Г.А.
Осипов Г.А.
       
       
       
       
       
       
       
       

 

В таблице не приведены промежуточные варианты создаваемых устройств. В частности, при поиске аппаратов для отделения ботвы моркови на корню нам пришлось разработать, изготовить и опробовать в работе в полевых условиях 18 различных устройств.
Параллельно с созданием новых устройств коллектив СКИБ время от времени выполнял работы по заказу предприятий на хоздоговорной основе.
Большой объем работ по модернизации и сборке технологических линий выполнен на овощебазах города Ижевска. Более 10-ти лет на овощебазах 2го треста столовых действовали технологические линии для мелования моркови, квашения капусты, разгрузки и сортирования картофеля, переборочный стол для отделения некондиционных корнеплодов и картофеля. Очень удачной оказалась конструкция машины для выемки почвогрунта из теплиц совхоза декоративно - цветочных культур. В свое время эту машину демонстрировали на всесоюзном семинаре специалистов теплиц.
Все эти примеры указывают на то, что студенты в процессе учебы в ВУЗе, при квалифицированном руководстве могут реализовывать весьма сложные и трудоемкие технические проекты.
Важно то, что в процессе выполнения реальных проектов каждый исполнитель приобщается к техническому творчеству, приобретает навыки выполнения слесарных, сварочных, станочных, монтажных работ и опыт в самостоятельном решении технических задач.

Л.М. Максимов, д.т.н., руководитель студенческого конструкторско - исследовательского бюро (СКИБ)